Требования к раскрытию информации управляющими компаниями
Собственники квартир в МКД хотят знать, чем занимается управляющая компания и куда уходят выплаченные денежные средства. По этой причине были приняты правовые нормы, закрепляющие обязанность управляющих организаций по раскрытию информацию о своей деятельности. Такая обязанность ложится не только на управляющие компании, но и на жилищные кооперативы, и товарищества собственников жилья.
В пункте 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ говорится, что управляющая компания обязана предоставлять ежегодный отчёт о проделанной работе и о затраченных средствах. Пункт 10 статьи 161 закрепляет за управляющими организациями обязанность раскрывать информацию по стандарту. Речь идёт о нормативно-правовом акте под названием «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими организациями. Стандарт утверждён Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года.
Какая информация подлежит раскрытию?
По стандарту оглашению подлежит общая информация, сведения о финансово-хозяйственной деятельности, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД и сведения об исполнении договора управления.
Общая информация:
- точное название управляющей организации;
- ФИО руководителя и главных специалистов;
- сведения о лицензии;
- адрес главного офиса;
- график приёма;
- контактные данные;
- список многоквартирных домов, которыми управляет организация в настоящее время с адресами и полной площадью;
- информация о домах, которые раньше были в управлении, и причины расторжения договоров;
- сведения о привлечении сотрудников управляющей организации к административному наказанию за ненадлежащее выполнение порученных функций с копиями документов о применении мер административного воздействия.
Помимо этих данных, УК, ТСЖ и ЖСК раскрывают также информацию материального характера.
Сведения о финансово-хозяйственной деятельности:
- информация о доходах, приобретённых в результате управляющей деятельности;
- расходы, которые были направлены на выполнение ремонта или закупку материалов;
- расценки и тарифные планы на коммунальные услуги и различные виды работ;
- годовая отчётность с включением баланса и приложениями.
Также управляющие организации размещают сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах, предоставляют описание, стоимость каждой работы и услуги.
Информация по содержанию и ремонту общего имущества МКД
- перечень осуществляемых работ и услуг;
- результаты деятельности;
- пользование общим имуществом многоквартирного дома;
- данные фирм, снабжающих энергией, газом и водой;
- цены и объём закупок коммунальных ресурсов, тарифы и нормативы потребления.
Также управляющие компании обязаны сообщать о времени осуществления капитального ремонта и об отчёте об исполнении договора управления.
Каков порядок раскрытия информации управляющими компаниями?
Процедуру раскрытия информации устанавливает пятый пункт Стандарта, где говорится, что сведения размещаются:
- на официальном интернет-портале, который организован муниципальным органом для этих целей;
- на официальном сайте УК;
- на сайте регионального органа исполнительной власти;
- на сайте органа местного самоуправления, на территории которой действует управляющая организация;
- в печатных изданиях, которые сотрудничают с органами местного самоуправления;
- на стендах в офисе управляющей компании или в помещении МКД – для ТСЖ и ЖСК.
Важно подчеркнуть, что собственники помещений в МКД имеют право знакомиться с информацией в любой момент. Таким образом, собственник может направить запрос в письменном или электронном виде для получения перечня оказываемых услуг, информации о тарифах и так далее.
Если собственник запрашивает информацию, которая есть в открытом доступе, то УК может не копировать эти данные в ответном письме, а предоставить информацию о том, где можно ознакомиться с интересующими сведениями.
Сроки информирования
В соответствии с пунктом 9 Постановления № 731 управляющая организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного МКД в течение 30 суток с момента заключения договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны публиковаться каждые 3 месяца.
Ответы на письменные и электронные запросы отправляются в течение 10 дней после поступления запроса. Принятые запросы и копии ответов хранятся не менее пяти лет в электронном или письменном виде в зависимости от формы запроса.
Список предоставляемых услуг регулярно демонстрируется на стенде с учётом последних изменений.
Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. Изменения подлежат опубликованию:
- на официальном сайте – в течение 7 дней;
- на информационных стендах – в течение 10 дней;
- в официальных печатных изданиях – в течение 30 дней.
Что ждёт управляющую компанию при нарушении Стандарта?
За сокрытие информации и другие нарушение управляющим компаниям грозят штрафы в размере до 200 тысяч рублей, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на всю компанию.
С 1 июля 2017 года управляющие компании, жилищные кооперативов и товарищества собственников размещают информацию в ГИС ЖКХ. С 1 января 2018 года применяются меры административного воздействия за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» уточняет меры административной ответственности за несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере ЖКХ:
- определяет размеры штрафов за нарушение оператором ГИС ЖКХ порядка доступа к системе и к размещённой там информации;
- корректирует административную ответственность за неразмещение информации, размещение в неполном объёме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ;
- устанавливает административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания контрольно-надзорного органа об устранении нарушений законодательства РФ о ГИС ЖКХ;
- уточняет административную ответственность операторов по обращению с ТКО, теплоснабжающих организаций и должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности.
Закон вступил в силу 1 января 2018 года, но отдельные положения начнут применяться с 1 января 2019 года.